Главная
Сведения об образовательной организации
Администрация и коллектив
Новости
История школы
Фотоальбомы
Документы
Реализация РКПМО
Классное руководство
Внеклассные мероприятия
Страничка психолога
Информация о количественом составе классов
Стандарт условий деятельности
Учебный процесс
Информация для родителей учащихся
Методическая копилка
Видеоархив МОУ
Творчество наших учеников
Зачисление в ОО
Вакансии
Платные образовательные услуги
Внеурочная деятельсть
ГИА 9 класс
ГИА 11 класс
ГТО
Социальный педагог
Контакты
Электронные муниципальные услуги в сфере образования

Введите словосочетание для поиска


Главная >> Методическая копилка

Методическая копилка



 Учитель географии
МОУ «СОШ №6»
Золотова Л.П.


10 КЛАСС

УРОК-ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ: « НАСЕЛЕНИЕ МИРА».

Учебно-воспитательные задачи:
1.Закрепить основные теоретические знания по теме «Население мира».
2.Выполнить тестовые задания (большинство заданий сконструировано в закрытой форме).Текст задания представляет собой некоторое утверждение, к которому необходимо добавить один из предложенных ответов.При этом утверждение превращается либо в истинное, либо логическое высказывание.

Оборудование: карта «Плотность народов мира», политическая карт а мира, атласы.

Тип урока: урок-зачет.


С т р у к т у р а у р о к а:


ПЛАН
1.Блиц - опрос (устный) - разминка.
2.Перекрестный опрос.
3.Игры-сценки на основе социального опыта,связанного с общением учащихся друг с другом, по закреплению типов воспроизводства населения и управления ими (демографическая политика).
4.Тестовые задании я в двух вариантах.
5.Итоги урока.


ХОД УРОКА
1.Блиц-опрос (устный) - разминка (2-3 мин.).


ВОПРОСЫ:
1.Дайте понятие науки «демография».
2.В начале ХХ века абсолютный ежегодный прирост населения Земли составил? (ответ: 10-15 млн.чел.); в середине века? (Ответ: 40-50 млн.чел.); в наши дни? (Ответ: 80-85 млн. чел.).
3.Ответьте:
А) Сколько человек рождается ежегодно в мире?..(ответ: около 140 млн.чел.)
Б) Каждую секунду появляются? (Ответ: трое.)
В) Каждую минуту?..(ответ: 175 чел.)
Г) Каждый час ?..(Ответ: 10,4 тыс.чел.)
Д) Каждые сутки?.. (Ответ: 250 тыс. «новых землян».)
Е) Каждую неделю на Земле добавляется новый город,как... (ответ:Харьков или Гамбург.)
Ж) Каждый месяц появляется население такой страны, как...(Австралия или Тунис).
Подведение итогов блиц-опроса


2.ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ОПРОС УЧАЩИХСЯ ПО ОСНОВНЫМ ПОНЯТИЯМ ТЕМЫ.
В о п р о с ы (ответы на них должны быть краткими):
1)Доказать,что в России до начала ХХ века существовали традиции многодетности.
ОТВЕТ:знаменитый врач А.И.Пирогов - 13 ребенок в семье; великий химик Д.И.Менделеев - 17 мальчик в семье; у Льва Толстого было 13 детей.
2) Какие процессы включает естественное движение населения?
ОТВЕТ: это 4 процесса: рождаемость,смертность,брачность,разводимость.
3) Что такое «демографический взрыв»?
ОТВЕТ: феномен быстрого роста населения.
4) Что такое «демографический кризис»?
ОТВЕТ: естественная убыль населения.
5) Что называют миграцией?
6) Какие виды внешней миграции характерны для современной России?
7) Кого называют экономически активным населением?
ОТВЕТ: люди, реально участвующие в производственной и непроизводственной сфере.
8) Дайте определение урбанизации.
9) Перечислите города-миллионеры.
10)Дайте определение агломерации.
11)Что означает понятие «мегалополис»?
ОТВЕТ: гигантское скопление агломераций.
12) Дайте определение субурбанизации.
ОТВЕТ: переезд обеспеченного населения в пригородную зону (США).
13) Какие причины влияют на размещение и плотность населения мира?
14)Каковы главные общие черты глобального процесса урбанизации?
15) Как вы думаете:верно ли считают демографы, что ХХ1 век будет веком старения населения Земли?

3. ИГРЫ - СЦЕНКИ.
В о п р о с ы для ввода в игру:
1)Что понимается под воспроизводством населения?
ОТВЕТ: понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста,которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.
2) Перечислите основные типы воспроизводства населения мира.
3) Разыграть сценки (к доске приглашаются 2 пары учащихся, им раздаются листки со сценарием сценок).
СЦЕНКА 1.
Встречаются два старых друга,которые не виделись два года.
ПЕРВЫЙ. Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать.У тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню,был «Ситроен», и костюм за тысячу долларов.
ВТОРОЙ. А у тебя все тот же старенький «Пежо».
ПЕРВЫЙ. Да! Да! Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати.Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне,что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь!..
ВТОРОЙ. Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого.

СЦЕНКА 2.
Диалог между мужем и женой.
МУЖ. Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.
ЖЕНА. Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме,если хочешь,планах, которые меня сейчас волнуют.
МУЖ. Ой, господи, ну чего тебе не хватает,дорогая? У нас есть все: у каждого - велосипед, в каждой комнате - телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим мини-сауну и видеокамеру!
ЖЕНА. Нет,нет, я не хочу этого... Я хочу ребенка!
МУЖ. Дав ты с ума сошла!

ВОПРОСЫ:
1.В каких странах могут происходить данные сцены?
2.К какому типу воспроизводства населения можно отнести первую и вторую сценки и почему?
3.Что называется демографической политикой? Куда направлена демографическая политика стран ,отображенных в данных сценках?

4. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:
ВАРИАНТ 1
1)В Европе и Америке преобладают представители языковой семьи:
А)сино-тибетской б)индоевропейской в)уральско-юкагирской г)афразийской.
2)Мировыми религиями являются:
А)индуизм, христианство, буддизм; б) христианство, иудаизм, ислам;
В)буддизм, ислам, христианство; г) ислам, христианство,конфуцианство.
3) Высокую долю горожан имеют страны:
А)Чили, Австралия, Китай; Б)Испания, Португалия,Индия;
В)Норвегия,Бельгия,Нигерия; Г)Аргентина,Венесуэлла,Израиль
4) Странами современной трудовой иммиграции являются:
А)Австралия,Аргентина, ЮАР; Б)Йемен, С аудовская Аравия, Оман;
В) Алжир, Ливия, Египет; Г) США, Япония, Индия.
К Л Ю Ч: 1-2 2-3 3-4 4-1

ВАРИАНТ 2
1)К индоевропейской языковой семье относится группа:
А)Фино-угорская; Б)Ром анская; В)Германская; Г)Иранская.
2)Национальными религиями Китая являются:
А)индуизм и сикхизм; Б)буддизм и синтоизм; В)конфуцианство и даосизм;
Г)ламаизм и иудаизм.
3)Рассеяное сельское расселение характерно для:
А)Китая; Б)Индии; В)Индонезии; Г)Австралии.
4)Европейские страны современной т рудовой эмигриации - это:
А)Великобритания, Франция,Германия; Б)Швейцария,Македония,Албания;
В)Греция, Португалия, Италия; Г)Югославия, Испания, Сирия.

К Л Ю Ч: 1-1 2-3 3-4 4-3

5. ИТОГИ УРОКА.
З а д а н и е н а д о м: самостоятельно ответить на вопросы:
1.Что такое НТР?
2.Как различаются понятия «НТП» и «НТР»?
3.Почему мы говорим, что наука сегодня превратилась в «непосредственную производительную силу»?
4.Из курса 9 класса повторить параграф 21 (А.И.Алексеев) и ответить на вопрос: Какие особенности технических революций вы можете выделить?

 

 

 



« вернуться
© Все права защищены. 2007-2024 год. МОУ СОШ № 6, г. Подольск
Использование материалов без согласия правообладателей запрещено.
Производство сайта ПОДОЛЬСК.РУ