Главная
Сведения об образовательной организации
Администрация и коллектив
Новости
История школы
Фотоальбомы
Документы
Реализация РКПМО
Классное руководство
Внеклассные мероприятия
Страничка психолога
Информация о количественом составе классов
Стандарт условий деятельности
Учебный процесс
Информация для родителей учащихся
Методическая копилка
Видеоархив МОУ
Творчество наших учеников
Зачисление в ОО
Вакансии
Платные образовательные услуги
Внеурочная деятельсть
ГИА 9 класс
ГИА 11 класс
ГТО
Социальный педагог
Контакты
Электронные муниципальные услуги в сфере образования

Введите словосочетание для поиска


Главная >> Методическая копилка

Методическая копилка


Опубликовано: 14.11.2012

 

Автор: Горбунова Татьяна Александровна

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия.

Литературно-музыкальная композиция "Два портрета"

 

Слово учителя:
Жизнь А.С.Пушкина коротка - и бесконечна...
Пытаясь узнать о Пушкине все, понять его, мы невольно вызываем из небытия тех людей, с которыми его свела судьба на всю жизнь, годы, дни или часы.
В русской поэзии Пушкин первым с глубокой искренностью рассказал о любви, возвышающей человека. Он трепетал перед "мощной властью красоты", испытывая неизъяснимое душевное волнение.
Приятель Пушкина Алексей Вульф писал о нем так: " Его блестящий светский ум очень приятен в обществе, особенно женском. Женщин он знает как никто. Оттого, не пользуясь никакими наружными преимуществами, всегда имеющими влияние на прекрасный пол, одним блестящим своим умом он приобретает благосклонность оного". Но и сам поэт через всю жизнь пронес чистые и нежные чувства к тем, кто дарил ему светлую радость вдохновения.
Юная, очаровательная Екатерина Бакунина; самоотверженная. Прекрасная Волконская; благородная, изящная Воронцова; грациозная, живая Аннета Оленина; одухотворенная божественной красотой Натали Гончарова...
Но сегодня речь пойдет только об очаровательной веселой Анне Керн и её дочери Екатерине.
«Гений чистой красоты»
Удивительно нежные, прекрасные стихи. Волшебная музыка. Кому же посвящены эти строки? Кто была та женщина, которую Пушкин назвал "гением чистой красоты?"
Кто была та женщина, которой Михаил Глинка посвятил романс.

Чтец. Перед нами два портрета - два молодых женских лица. На одном из них - Анна Петровна Керн, другой рисует облик её дочери - Екатерины. Две женщины, чьи судьбы тесно переплелись с жизнью двух русских гениев - поэта Пушкина и композитора Глинки.
Анна Керн... С потрескавшегося от времени полотна глядят на нас большие, немного печальные глаза. Это она «гений чистой красоты», чьё имя навсегда связано с русской поэзией.
(М. Глинка опера Иван Сусанин, 2-е действие)
Петербург, 1819 год. Один из шумных светских вечеров с ужином, танцами, шарадами. Шутливо и весело переговариваясь с приятелями, Пушкин неотступно следит взглядом за очень юной очаровательной женщиной. «Как будто тяжелый крест давил её»,- такой запомнилась она поэту. К концу вечера он знает о ней уже многое, Анна Керн шестнадцатилетней девочкой выдана замуж за грубого, совершенно чужого ей человека, который к тому же старше её на 30 лет.
Прошло шесть лет. Пушкин, уже известный поэт, в ссылке, в глухом селе Михайловском. Здесь он снова встретился с Анной Петровной Керн, которая остановилась проездом у своей родственницы, хозяйки усадьбы. С каждым днём росло увлечение поэта.
И вот наступил последний день её пребывания в Тригорском.
(М. Глинка ноктюрн « Разлука»)
Анна Петровна, уже в дорожном платье, встретила поэта. Когда она с волнением раскрыла еще не разрезанные страницы подаренной книги, выпал небольшой листок - пять строф - стихотворение, которое навсегда вошло в историю русской лирики как один из шедевров.
(На фоне звучащей музыки ученик достаёт листок со стихами «Я помню чудное мгновенье» и читает их)
Чтец. И вот перед нами другой портрет - бледная, задумчивая девушка, дочь Анны Петровны Керн, Екатерина. Она не столь хороша, как Анна. В её бледном с плотно сжатыми губами лице было даже что-то страдальческое, обреченное...
Такой увидел её впервые Михаил Иванович Глинка. Это было на одной из семейных вечеринок у замужней сестры Глинки - Марьи Ивановны Стунеевой.
В этот раз Глинка был не в духе. Он не мог, как прежде, писать, писать самозабвенно и увлечённо... Всё валилось из рук... Рядом, бок о бок вот уже несколько лет жила эта вздорная, глупая напыщенная женщина - его жена, интересы которой не шли дальше балов, нарядов, карт и лошадей. А для этого нужны были деньги, деньги и ещё раз деньги... Какой же выход? Какой? Ответа он не находил.
От невесёлых мыслей композитора отвлекли звуки музыки: в соседней комнате танцевали вальс... (М. Глинка вальс «Фантазия»)
И почти в ту же минуту он увидел её...
- Екатерина Керн. Вот, она какая!
Глинка знал и раньше, что Екатерина Керн вела трудовую жизнь и не была похожа на женщин своего круга. Но он никогда не думал, что в ней столько мягкости и обаяния, а в больших тёмных глазах столько дружественного участия и внимания к собеседнику.
В продолжение вечера Глинка все время наблюдал за Екатериной Ермолаевной. Слушал её голос, следил за движениями рук - и что-то необычно светлое, ещё не осознанное рождалось в душе. Впервые за многие годы он почувствовал, что молод, силён и счастлив, несмотря ни на что.
А вскоре у Екатерины Керн появились ноты романса Глинки на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье». И опять, как пятнадцать лет назад, когда Пушкин вручил стихи Анне Керн, они зазвучали признанием.
(Звучит романс «Я помню чудное мгновенье»)
Прошло два года... Два года горения, творчества, счастья. И вдруг все рушится, рушится тогда, когда, казалось бы, жизнь стала налаживаться. Объявлена премьера «Руслана». Бракоразводный процесс с женой близился к концу. И вдруг известие - Екатерина Керн тяжело заболела, ей угрожает чахотка.
Туманным холодным утром две повозки встречаются в Гатчине: в одной карете едет Екатерина Керн с матерью, в другой - дорожной коляске - Глинка. Встречаются чтобы вскоре снова разъехаться в разные стороны. Анна Керн везёт свою больную дочь на юг. Путь Глинки - домой, на родину, в Смоленск.

Удивительная история. Женская красота, обаяние, грация не раз вдохновляли Музу Пушкина. А его божественный дар, пленительные стихи стали источником создания образцов вокальной лирики.
Стихотворению «Не пой красавица при мне...» свою музыкальную трактовку дали многие композиторы - Михаил Глинка, Сергей Рахманинов.
Другое произведение поэта «На холмах Грузии..», воспоминание о Марии Волконской привлекло внимание Римского-Корсакова. И он пишет романс.
Среди адресатов любовной лирики Пушкина - Елизавета Каверьевна Воронцова. Ей посвященно стихотворение «Соженное письмо». А замечательный композитор Цезарь Кюи создал романс.
Александр Сергеевич Даргомыжский, современник Пушкина, друг Глинки, также испытал могучее воздействие своего великого тёзки. Он пишет романсы: испанский («Ночной зефир»), восточный («Ты рождена воспламенять»), элегию («Я вас любил»).
(Звучит романс Даргомыжского «Я вас любил»)
Так счастливо соединилось прекрасное в жизни, в поэзии и музыке.



« вернуться
© Все права защищены. 2007-2024 год. МОУ СОШ № 6, г. Подольск
Использование материалов без согласия правообладателей запрещено.
Производство сайта ПОДОЛЬСК.РУ