Главная >> Методическая копилка
Методическая копилка
Опубликовано: 13.05.2013
Профессиональный кодекс учителя
Нормами Профессионального кодекса учителя руководствуются в своей деятельности все учителя, работающие со школьниками. Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Раздел 1
1.1. Источники этики учителя
Нормы этики учителя устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании» и принятых в соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норм международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской школы.
1.2. Принципы этики учителя
При осуществлении своей деятельности учитель руководствуется следующими принципами:
- гуманность;
- законность;
- демократичность;
- справедливость;
- профессионализм;
- взаимное уважение.
Раздел 2
Личность учителя
2.1. Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников.
2.2. Учитель не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Учитель дорожит своей репутацией.
2.3. Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию.
2.4. Учитель не должен терять чувства меры и самообладания.
2.5. Учитель соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использование ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
2.6. Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.
2.7. Учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд.
Раздел 3
Взаимоотношения учителя с учениками
3.1. Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.
3.2. Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.
3.3. Учитель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.
3.4. Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной.
3.5. Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
3.6. Учителю следует стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению веры в их силы и способности.
3.7. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, учителю следует немедленно исправить свою ошибку.
3.8. Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.
3.9. Учитель обязан в тайне хранить информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
3.10. Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.
3.11. Учитель не имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве.
Взаимоотношения учителя с педагогическим сообществом
3.12. Учителя стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации образовательного учреждения (далее – ОУ).
3.13. Учителей объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
3.14. Учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной.
3.15. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.
3.16. Учитель имеет право на поощрение от администрации ОУ. Личные заслуги учителя не должны оставаться в стороне.
3.17. Учитель имеет право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы ОУ. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу учителя и качество его труда.
3.18. Инициатива приветствуется.
3.19. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.
3.20. Учитель в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья учеников.
Взаимоотношения учителя с родителями учеников
3.21. Учителя должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников.
3.22. Учитель консультирует родителей по вопросам образования учеников.
3.23. Учитель не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей - о детях.
3.24. Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.
3.25. На отношения учителей с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями образовательному учреждению.
Взаимоотношения учителя с обществом и государством
3.26. Учитель не только обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным образованным человеком.
3.27. Учитель старается внести свой вклад в развитие гражданского общества.
3.28. Учитель понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1. При приеме на работу в ОУ руководитель ОУ должен оговорить, что учитель должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе кодекса учителя и ознакомить учителя с содержанием указанного кодекса.
4.2. Нарушение положений кодекса учителя рассматривается педагогическим коллективом и администрацией ОУ, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией.
Объектом профессиональной активности учителя является другой человек – ученик, поэтому несомненно, что педагог должен обладать определенной суммой высоких личностных качеств.
Давайте вместе составим традиционную модель учителя (работа в группах).
Для 1 группы:
- Способствовать высокой вовлечённости учащихся в систему внеклассных мероприятий;
- Эффективно распределять обязанности среди учащихся;
- Профессионально планировать и организовывать совместную деятельность класса.
Для 2 группы:
- Способствовать самостоятельной познавательной творческой деятельности;
- Формировать среди учащихся навыки самоконтроля и самооценки;
- Развивать в детях стремление к самообразованию и саморазвитию.
Для 3 группы:
- Создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе;
- Формировать ответственное отношение к учёбе среди учащихся;
- Вовремя оповещать родителей о намечающихся проблемах у учащегося.
Для 4 группы:
- Владеть эмоциональной образной речью;
- Грамотно и эффективно выстраивать общение с различными участниками классного коллектива;
- Уметь настроить диалог с учащимися разного уровня обученности;
- Поддерживать искренний и дружеский тон в диалоге с учащимися;
- Справедливо оценивать возможности каждого ученика.
Для 5 группы:
- Умение доступно объяснять учебный материал;
- Создание ситуации успеха для обучаемого;
- Непосредственные знания и умения педагога в рамках преподаваемого предмета.
Какими же основными качествами должен обладать педагог?
- организаторскими способностями
-формировать общеучебные умения
-фсихолого-педагогической компетентностью
-коммуникативными качествами
-учебно-методическими навыками.
Школа – это огромный и прекрасный мир и ,переступая её порог, мы не можем предугадать всё, что нас ждет сегодня. Ведь каждый день в школе не похож друг на друга. Когда заходишь после звонка на урок, то видишь, что на тебя смотрят десятки глаз учеников и все они разные: ершистые и живые, требовательные и сосредоточенные, настойчивые, а иногда причудливые, талантливые, открытые и жаждущие общения. Главная задача учителя – быть мастером своего дела, отдавать всё лучшее детям, наслаждаться работой и при этом постоянно совершенствоваться.
Современный учитель является своеобразным посредником между предыдущим и будущим
поколениями. Пусть дети видят искренность, доброту и честность наших действий, не надо ставить их в рамки, нужно просто дать их развитию нужное направление. Такого результата можно добиться путем общения, разговаривать с детьми, искать компромиссы, одним словом, развивать коммуникативные навыки и умения.
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От наших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации.
Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Ведь учитель: - это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знает свой предмет. Только большой багаж знаний дает право учить других. И наша цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда.
«Учитель глазами ребенка» - в классах 2б, 7а,б, 9б были проведены сочинения «Если бы я был учителем…» и «Современный учитель глазами ребенка» .
Прочитав и проанализировав все сочинения, мы увидели,
Какими же качествами должен обладать современный учитель по мнению детей?
- справедливостью,
- любовью к детям,
- умением донести свои знания,
- добротой,
- уважением и пониманием,
- делать уроки интересными и познавательными,
- чувством юмора,
- честностью,
- терпеливостью,
- уравновешенностью.
Но еще мы провели анкетирование для изучения уровня учебной мотивации.
АНКЕТА
1. Тебе нравится в школе?
а) да
б) не очень
в) нет
2. Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) иду с радостью
б) бывает по-разному
в) чаще хочется остаться дома
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школе не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?
а) пошел бы в школу
б) не знаю
в) остался бы дома
4. Тебе нравится, когда вам отменяют какие-нибудъ уроки?
а) не нравится
б) бывает по-разному
в) нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?
а) не хотел бы
б) не знаю
в) хотел бы
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) нет
б) не знаю
в) хотел бы
7. Ты часто рассказывает о школе своим родителям и друзьям?
а) часто
б) редко
в) не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?
а) мне нравится наш учитель
б) точно не знаю
в) хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
а) много
б) мало
в) нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
а) нравятся
б) не очень
в) не нравятся
(Анализ диаграмм по тесту)
Только личность-педагог может воспитать личность-ученика
Давайте проведем с вами тест «Стандартный и нестандартный учитель»
ТЕСТ «Стандартный – нестандартный учитель».
Задание: Указаны личностные и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком «+» те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком « - » то, что вам в них не нравится:
1.Дисциплинированный.
2.Организованный.
3.Неровно успевающий.
4.Выбивающийся из общего темпа.
5.Эрудированный.
6.Странный в поведении, непонятный.
7.Умеющий поддерживать общее дело.
8.Стабильно успевающий.
9.Занятый своими делами.
10.Быстро, «на лету» схватывающий.
11.Не умеющий общаться, конфликтный.
12.Выскакивающий на уроке с непонятными замечаниями.
13.Приятный в общении.
14.Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15.Ясно, понятно для вас выражающий свои мысли.
16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководству
Каких знаков «плюс» или «минус» у вас больше – на четных номерах или нечетных? Если «нечетных плюсов» больше, мы вас поздравляем: вы СОВЕРШЕННО НЕСТАНДАРТНЫЙ УЧИТЕЛЬ.
Итак, подходя к подведению итогов, посмотрим, каким должен быть современный педагог? (Ответы на слайде)
Влюбленный в свой предмет настолько, что готов «заразить» этой любовью других учеников | Современный учитель |
Обладающий интересной манерой подачи материала |
Изобретательный, креативный, творческий |
Владеющий современными методиками и технологиями |
Справедливо относящийся к учащимся |
Всесторонне развитый |
Уважающий собеседника |
Понимающий, умеющий слушать и слышать |
Хороший психолог |
Пожелание всем присутствующим:
1. Быть преданными ученикам и делу обучения.
2. Постоянно повышать свой профессиональный уровень и мастерство.
3. Постоянно приобретать творческий опыт работы с учащимися и их родителями.
4. Преодолевать трудности профессии и извлекать полезный опыт из ошибок.
« вернуться