Главная >> Методическая копилка
Методическая копилка
Опубликовано: 17.09.2013
Тема изучаемого раздела :
« Христианская культура на землях Подмосковья : образы и духовный смысл»
Тема урока:
« Северное Подмосковье. К игумену Русской земли - преподобному Сергию Радонежскому »
Цель урока :
- дать знания о феноменах христианской православной культуры 14 в. на Подмосковной земле и показать её в контексте события отечественной истории
- дать знания о преподобном Сергии Радонежском , объектах духовной культуры , связанных с его именем
Обучающие цели :
– исследуя основные этапы жития С.Р. ответить на вопрос урока : почему , за какие дела считают С. Р. великим деятелем России и игуменом земли русской
Развивающие цели:
– развитие памяти, речи, умения делать самостоятельные выводы
Воспитательные цели :
– воспитание любви к Родине, нравственности, духовности, любви к ближнему , умению прощать и видеть в каждом человеке его положительные качества
Тип урока :
- урок обобщения знаний с элементами исследования
Используемые материалы :- мультимедийная презентация
- иллюстрации
Основные понятия:
- Преподобный Сергий Радонежский, кротость, смирение, духовный подвиг, благочестие, Троице-Сергиева лавра , святой благоверный князь Димитрий Донской, монахи Пересвет и Ослябя, благословение.
Ход урока :
Учитель : Мы продолжаем следовать маршрутами духовного краеведения.
Сегодня нам предстоит познакомиться с жизнедеятельностью одного из самых почитаемых святых на Руси - Сергием Радонежским.
Мы постараемся понять его сложный внутренний мир, душа которого была постоянно подчинена закону любви к Богу, ближним, Отечеству и найти ответ на вопрос – за какие дела считают С.Р.великим деятелем России.
Ребята, знаете, что о житии Сергия известно очень мало.
До наших дней не сохранилось каких-либо его произведений - посланий, поучений, проповедей. То, мы знаем о нем содержится в его житии. Оно написано его учеником монахом Епифанием Премудрым в 1417 году.
Учитель – рассказать о проделанной работе в группах.
Итак , начало пути. Житие Сергия начинается с родителей, детства, желании уйти в монастырь.
Пожалуйста, Бочарова Анна и Долматова Дарья.
*презентация 1 – детство С.Р. :
Дата рождения Сергия точно не известна – 1322 или 1314 г. Сергий родился в городе Ростове, при крещении получил имя Варфоломей .Рос мальчиком кротким и послушным, но совершенно не способным к учению . Буквы у него никак не хотели складываться в слова и он не понимал того,что написано в книгах. Он видел,как посмеивались над ним ребята,как переживали и расстраивались за него родители,но ничего не мог поделать. Однажды Варфоломей искал в поле убежавших жеребят и увидел молящегося старца. Мальчик попросил старца помолиться о нем Богу : ему очень хотелось научиться читать и писать. Старец помолился и дал В. кусочек просфоры. Мальчик упросил старца зайти к его родителям. Перед обедом старец велел мальчику читать псалмы ,но тот стал отказываться, потому что читать не умел. Старец продолжал настаивать и В. пришлось взять Псалтирь. К всеобщему и его личному удивлению В. стал правильно читать. « Ваш сын будет велик пред Богом» - сказал старец. После этого у В. обнаружились замечательные способности к образованию. С того самого дня Варфоломей стал легко и быстро читать любую книгу, а сердце зажглась неугасимая мечта –стать монахом. Подрастая, мальчик стал просить родителей отпустить его в монастырь, но разрешения не получил .Когда же родители умерли , 17-летний юноша, оставив свою часть наследства младшему брату, уговорил старшего брата Стефана уединиться для монашеского подвига в Радонежском лесу на горе Маковке ( Маковец ).Там они построили келью и маленькую церковь во имя Святой Троицы. Так в 1337 г. было положено основание Троице-Сергиевой лавры. Но Стефан покинул В., перебравшись в московский Богоявленский монастырь. А В.принял монашеский постриг с именем Сергий. Ему было тогда 23 года.
Учитель –похвалить детей- молодцы,спасибо,хорошо справились с работой. 1 группа достойно справилась с заданием
Учитель : Сергий жил в лесу без связей с миром, в трудах ,молитве и посте. Он мужественно переносил голод, холод и всевозможные страхи.
Однажды большой бурый медведь забрел к нему в поисках пищи, но В. разделил с ним свой хлеб. Медведь стал часто посещать юношу.
Несмотря на полное уединение ,Сергий ,каким-то образом стал известен. Слава о нем распространилась по всей Руси.
Нашлись желающие разделить с ним подвижническую жизнь, многие приходили за советом и молитвой,некоторые оставались,строили себе кельи.
Впоследствии Сергий стал игуменом основанного им монастыря.
Учитель : Четыре великих дела было в жизни С.Р., за которые его почитают его как учителя и устроителя России:
Вывести на мультимедийку и прочитать вслух :
1. Создание и распространение нового типа монастырей
2. Начало освобождения Руси от монголо-татарского ига
3. Создание духовно-нравственного и культурного центра Руси- Троице-Сергиевой Лавры
4. Осмысливание и распространение на Руси вероучений о Святой Троице
Сегодня мы с вами поговорим о создании и распространении нового типа монастырей на Руси, начале освобождения от монголо-татарского ига и совершим экскурсию в духовно-нравственный и культурный центр Руси –Троице -Сергиеву Лавру.
А четвертую тему – осмысливание и распространение на Руси вероучений о Святой троице мы разберем на следующем уроке.
Пожалуйста - о создании и распространении нового типа монастырей нам расскажут -Питанина Ольга
( * презентация 2)
* Поначалу новый монастырь терпел нужду, но потом его известность стала возрастать,возросло число послушников, увеличились пожертвования, стали строиться новые монастырские здания. « Сергий был поваром,пекарем,мельником,портным,плотником,каким-угодно трудником служил монастырской братии…» Карамзин. Своих учеников он учил умению «отдавать всего себя на общее дело». На жизнь монахи зарабатывали только своим трудом, а сам настоятель ходил за 2 километра с ведрами,чтобы принести воды своим братьям-монахам. Сергий считал, что монаху , а тем более священнику не подобает быть безграмотным неучем, и все средства в монастыре шли на приобретение книг. Жизнь братии в монастыре была наполнена «молитвами непрестанными к Богу»,перепиской книг,помощью и утешением приходящим.Старанием Сергия был введен общежитийный устав,который положил конец существовавшему до того раздельному жительству монахов.Позже подобные уставы приняли и другие монастыри. С 1340-1440 гг. на Руси возникло до 150 новых монастырей.Основателями большинства из них были ученики Сергия. Новые монастыри служили людям и приходской церковью и приютом под старость.Они способствовали сохранению русской культуры и формированию единого Русского государства.
Учитель : Ребята, Святой Сергий впервую очередь учил людей любви и прощению, всю жизнь стремился к установлению братских отношений между людьми.
Он и сам подавал пример в самых сложных ситуациях.
Именно простота и мудрость привлекали к нему людей со всех сторон.
Избегал почестей и больших должностей, даже отказался от предложения стать преемником митрополита Московского Алексия.
Продолжаем нашу работу. Начало освобождения от монголо-татарского ига. Пожалуйста, Михайлова Наталья.
** Сергия очень уважали и русские князь –призывали его для решения междоусобных споров, он никогда не садился на коня и пешком,иногда с риском для жизни ходил с призывами в Нижний Новгород, Ростов,Рязань,Тверь .Именно миротворческая деятельность Сергия спасла жизни тысяч людей,сохранила от разорения города и села.Сам Великий князь московский Дмитрий Иванович Донской просил Сергия стать крестным отцом сыновей Юрия и Петра.
В середине 14 в. ордынские набеги обрушивались на древние города. Народ пребывал во тьме духовной. Сергий активно влиял на церковные и политические дела своего. В 1380 году он помог князю Дмитрию в подготовке Куликовской битвы,благословил его перед сражением, предрек победу и отправил с ним двух своих монахов -Пересвета и Ослябю,которые обладали богатырской силой и смелостью.Они храбро сражались отличились и погибли как герои. Их именами названа улица и переулок в Москве. Так Сергий признал войну с Мамаем священным долгом христиан. Победа на Куликовом поле была одержана в день большого церковного праздника –Рождества Богородицы. Молитва Пресвятой Богородице сопровождала весь монашеский путь Сергия Радонежского. Сергий Радонежский скончался 25 сентября 1391г. и похоронен в основанном им монастыре. Русская православная церковь свято чтит память преподобного Сергия. 70 учеников Сергия Радонежского причислены к лику святых. Многие города возникли вокруг монастырей,основанных им.
Учитель-похвалить ребят второй группы за проделанную работу.Сейчас мы с вами немного отдохнем.
Физкультурная пауза
Учитель : Ребята, посылая своих монахов на бой, Сергий нарушал церковные каноны, запрещавшие монахам брать в руки оружие.
О чем говорит этот факт- во имя спасения Отечества Сергий рисковал собственным спасением души. Готов был принести тяжкую для монаха жертву.
А сейчас мы с вами побываем в Троице-Сергиевой Лавре. Пожалуйста, Ромашев Алексей и Рыжеванова Катя
( * презентация 3 ).
* Троице-Сергиева Лавра- духовный центр русского Православия. В 1422 г. был построен белокаменный Троицкий Собор и Троице-Сергиева Лавра, выросшая на месте скромного монастыря. На случай нападения неприятеля монастырь оградили высокой и крепкой стеной с десятью мощными башнями. Все ,кто жил рядом с монастырем скрывались за его крепкими стенами и боролись до последнего защитника с врагами Пройдем на территорию лавры.
Мы проходим через монастырские ворота.Через простые,скромные в древности проходил народ.Другие нарядные,называют святыми.Через них проходили цари,знатные и почетные гости. Над воротами установлена башня. Её называют Красной.
Красивая аллея из голубых елей приведет нас на монастырскую площадь,где мы увидим нарядную беседку,внутри которой находится фонтанчик. Вода в фонтанчике освященная ,её можно пить.
А это самый главный и древний архитектурный памятник-Троицкий собор. Это небольшое ,скромное и строгое здание .Иконописец Андрей Рублев написал иконы для трехъярусного иконостаса и выполнил роспись стен. Им была создана главная храмовая икона «Троица»-- шедевр древнерусской живописи. В этом же соборе находятся мощи святого Сергия Радонежского.
Успенский собор-главный храм монастыря. Подобен Успенскому собору в Кремле. Возле него находится гробница членов семьи Бориса Годунова.Заложили собор в 1554г на деньги Ивана Грозного.
Чертоги –царские палаты- построены для царских посещений.Это большое здание,нарядно расписанное и украшенное многоцветными изразцами.В конце 17 в. возвели новую трапезную с огромным залом и церковью Сергия Радонежского.
Одна из последних построек ( 1741-1770)- необыкновенная пятиярусная колокольня в стиле классицизма .Высота её 87 метров- она на 6 метров выше колокольни Ивана Великого в Кремле.
В наше время в монастыре работает духовная семинария и Академия,где учатся православные священники.
По-прежнему в Троице-Сергиеву лавру идут и идут люди,чтобы подивиться красоте монастыря,помолиться и поклониться святым мощам Сергия Радонежского.
Учитель : Итоги урока-За что же почитают С.Р.- см. 4 дела С.Р.
« Тихость, кротость слова, молчание, смирение, безгневие, простота, любовь равная ко всем человекам » - эти качества распространились по Руси, духовно врачуя, укрепляя и утешая русских людей.
Всем русским людям,своим ученикам Сергий Радонежский завещал :
« Живите чисто,как нам Бог заповедал.Храните мир между собой,прощайте все друг друга.
Я же за все вас буду молиться. И всем, кто будет просить меня с верой, приду на помощь …» - подарить иконки.
Пусть эти качества будут и для вас путеводной звездой. Все в ваших руках.
Все, что сделали люди на совесть,
Остается в сердцах и веках:
То ли с детства знакомая повесть,
То ли полюс, открытый в снегах.
С нами все, что сработано прочно,
Чистым сердцем и легкой рукой :
То ли храм рядом с башнею блочной,
То ли мост над таежной рекой.
С нами все , что светло и красиво,
Неспроста всем былым временам
Говорим мы сегодня « спасибо»
И надеемся, скажут и нам.
Марк Лисянский
Поставить оценки, похвалить детей, перечислить всех участвующих.
Ребята,как вы думаете ,за какие дела почитают Сергия Радонежского .
Дать домашнее задание, со звонком сказать - Спасибо всем.
« вернуться