Главная
Сведения об образовательной организации
Администрация и коллектив
Новости
История школы
Фотоальбомы
Документы
Реализация РКПМО
Классное руководство
Внеклассные мероприятия
Страничка психолога
Информация о количественом составе классов
Стандарт условий деятельности
Учебный процесс
Информация для родителей учащихся
Методическая копилка
Видеоархив МОУ
Творчество наших учеников
Зачисление в ОО
Вакансии
Платные образовательные услуги
Внеурочная деятельсть
ГИА 9 класс
ГИА 11 класс
ГТО
Социальный педагог
Контакты
Электронные муниципальные услуги в сфере образования

Введите словосочетание для поиска


Главная >> Страничка психолога

Страничка психолога


Опубликовано: 08.04.2013

1. Психолого-физиологические особенности младшего школьного возраста

 

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет. В это время у ребенка происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). Такая физиологическая перестройка от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов.

 

В это период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности возраста, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. Поскольку мышечное развитие и способы управления им не идут синхронно, то у детей этого возраста есть особенности в организации движения. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем, дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности. Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая зависимость.

 

Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнение программ действий и осуществления контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет ребенку производить уже более сложные мыслительные операции. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания. Под руководством учителей дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали). Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, то есть вступает в сознательную фазу формирования личности.

 

Изменяется и эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны у младших школьников еще сохраняется чувство бурно реагировать на все новое, наглядное и яркое, с другой стороны рождаются новые специфические переживания, свобода сменяется зависимостью и подчинением новым правилам. Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Это отражается на здоровье школьника и его поведении.

 

К ребенку обязательно приходят два определяющих мотива поведения: мотив долженствования («надо») и мотив желания («хочу»). Какую бы стратегию не избрал ученик, мы взрослые должны помочь ему. Школьник всегда становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношений окружающих его людей. Но каждый ребенок понимает, что он начинает занимать новое место внутри отношений людей: он ученик, он ответственный человек, с ним советуются и считаются.

 

А теперь рассмотрим, что мы взрослые можем сделать для ребенка, чтобы он выбрал именно правильный путь.

2. Учебная деятельность

 

Учебно-организационные умения и навыки

 

Организация рабочего места, выполнение правил гигиены, учебного труда, принятие учебной цели, выбор способов деятельности (вместе с учителем), работа консультантом, планирование организации, контроля труда.

Учебно-информационные умения и навыки

 

Чтение текста, работа с учебником, практическая работа, усвоение информации с помощью учителя, аудиозаписи, компьютера, видеотехники, работа со справочной и дополнительной литературой.

Учебно-коммуникативные умения и навыки

 

Письменная речь: умение писать сочинение, изложение, записывать под диктовку, правильно оформлять работу.

 

Устная речь: умение пересказывать, отвечать на вопросы, рецензировать ответы других учащихся, рассуждать, описывать явления, действия.

 

Учебное слушание: умение выделить главное из сказанного, слушать и слышать собеседника, учителя, задавать вопросы на понимание, обобщение.

3. Воспитательная деятельность

 

Интерес к самому себе

 

Задача воспитательной деятельности побудить у ребенка это интерес. Ему необходимо научиться ставить перед собой вопросы и отвечать на них, любить себя в самом хорошем смысле этого слова.

 

Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что я могу? Что я для этого умею? Что необходимо сделать, чтобы достичь чего-либо? Задача воспитательных мероприятий пробудить у ребенка желание задавать себе эти вопросы, не испытывая при этом вины, страха, боязни неуверенности.

Самопризнание себя как личности

 

Взрослые должны помочь ребенку в формировании адекватной самооценки, самоуважении, уверенности в своих силах. Ребенку, как и взрослому необходимо почувствовать свою значимость и необходимость. Это приводит его к эмоциональному равновесию и желанию самореализации.

Управление самим собой

 

Умение ученика управлять собой осознанно, а не бездумно подчинять приказам одно из важных звеньев реализации воспитательной работы. Каждая воспитательная ситуации должна предлагать право выбора правильного решения и формировать ответственность перед самим собой.

 

Это умение самостоятельно, без посторонней помощи решать свои проблемы. Если ребенок в состоянии найти выход из сложной ситуации самостоятельно, пусть он это делает. Это способствует воспитанию воли, характера, эмоциональной устойчивости.

 

Уважение чужого мнения

 

Ребята должны учиться формулировать и высказывать свое мнение, не боясь быть одиноким в своем мнении, учиться отстаивать его, а также признавать свои ошибки. Смысл воспитательной работы научить ребенка принимать свои неизбежные ошибки как должное, не обвиняя других и не формируя у ребенка комплекс вины.

Любознательность и вовлеченность в деятельность

 

Именно в начальной школе учащиеся наиболее активны как в учебной деятельности, так и внеурочной. Детям хочется все знать, они хотят активно участвовать во всех делах, которые предлагает педагог. При этом следует отметить, что активно участвовать это проявлять себя, показывать свои умения, достижения и знания. Такая жажда деятельности развивает важное и необходимое качество в жизни трудоспособность. Задача взрослых создавать условия для ее проявления, контролировать результативность и успешность и стимулировать участие ребенка в классных и школьных делах.

Эмоциональная устойчивость

 

Задача педагогов развивать положительные эмоции, а также управлять отрицательными эмоциями. В первую очередь это умение прощать. Прощать своим друзьям и недругам, не таить в себе обиду, не растить в себе желание отомстить и наказать. Еще одно важное умение управлять своим страхом. Страх потерпеть неудачу, получить двойку, оскорбительное замечание это стойкий ярлык, от которого трудно избавиться всю школьную жизнь. Кроме этого ребята вместе с педагогами должны уметь развивать в себе эмоции, соответствующие определенным ситуациям.

Мотивация действий и поступков

 

Огромное значение успешности жизнеутверждения человека играет мотивация. Отношение школьников к учению и всякого рода деятельности зависит от мотивации этой деятельности.

 

Каждый ребенок, который посещает школу, хочет учиться хорошо, а стимулом проявления положительной мотивации учащихся в той или иной деятельности являются индивидуальные мотивы: заинтересованность ученика, далеко идущие перспективы, вера в собственные силы, положительные эмоции. Задача педагогов активно использовать сотрудничество и соревнование, как методы, стимулирующие мотивацию учеников для достижения воспитательных целей, так как детям важен личный успех и результат.

4. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра

 

Здоровье человека тема актуальная для разговоров всех времен и народов. Но сейчас именно в наше время ее выдвигают на первое место. Главными пороками ХХ1 века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия.

 

Все без исключения понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, встать пораньше, сделать зарядку. Все это мы откладываем на потом, обещаем себе, что рано или поздно мы это начнем делать, но иногда это становится поздно начинать. Почему это так происходит? Потому что мы, взрослые, ошибочно считаем, что самое главное это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?

 

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить полноценной, активной и интересной жизнью? Многое здесь зависит от нашего личного примера. Младший школьник чрезвычайно подражателен. Если мы взрослые следим за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по нашим законам. Здоровьесберегающие технологии это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников взрослых и детей. Это касается не только уроков физкультуры, но и других учебных предметов, воспитательной работы, психологической и медицинской службы учебного заведения. Здоровьесберегающие технологии это шанс взрослых решать проблему здоровья ребенка осознанно, с учетом контингента учащихся.

 

Одно из направлений технологий здоровьесберегающие физкультминутки на уроках. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволяют им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Оздоровительные минутки это только часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

 

Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся всех классов, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья ученика не на словах, а на деле. Оздоровительные минутки проводит учитель-предметник на своих уроках. Он может проводить их сам, а может привлечь самих учеников, дав им инициативу в свои руки. Для проведения оздоровительных минуток можно использовать различные предметы и подручные средства (ластик, книга, карандаш, комочки бумаги), что делает их более интересными и разнообразными. Оздоровительные физкультминутки на уроке способствуют не только сохранению физического здоровья учащихся, но и сохранению их психического здоровья. Ребята будут больше общаться друг с другом, учиться помогать друг другу, что повлияет на изменение их коммуникативной культуры. Второе направление уроки здоровья. Уроки здоровья создают условия для того, чтобы ребенок сам осознал необходимость занятий спортом, сам пришел к выводу о том, что только систематические занятия спортом изменят его жизнь. Но для того, чтобы появилась цель необходимо желание. А желание появляется только тогда, когда есть интерес и вера в успех. А это может сделать взрослый с помощью нетрадиционных уроков здоровья. Сами занятия должны быть занимательны, развивать наблюдательность учащихся, фантазию, интерес к окружающей действительности. Для этого все упражнения, которые предлагаются детям, должны быть мотивированы, иметь определенную занимательную интригу. Большое значение имеет использование в ходе каждого урока информации, связанной с олимпийским движением и спортом. Это развивает познавательный интерес учащихся, их кругозор, желание почитать услышанное на уроке в книге. Учащимся нужно демонстрировать достижения великих спортсменов, рассказывать о том, с какими трудностями они встречались и как научились преодолевать препятствия на пути к спортивным достижениям. Ребята должны не только выполнять красиво данные им задания, но и совершенствовать их, придумывать что-то новое. Это разнообразить уроки, сделает их более творческими, запоминающимися.

 

Я и мои родители

1. Одна из проблем нашего времени плотно работающие с сознанием ребенка средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FM радио) и видео-аудио-компьютерная индустрия. Мы родители, сами того не замечая, внедряем в сознание наших детей весь этот мусор. Часто в беседах с родителями мы слышим, нам некогда, нужно работать, кормить детей. Свою тревогу родители не видят, сидит ребенок у телевизора и хорошо. Сегодняшний теледень среднестатистического ребенка 2-3 часа у телевизора. Насилие, молодежная субкультура, ориентирующая наших детей на удовольствие и потребление, уводит наших детей от реальности.

 

Кроме этого, неподвижность у телеэкрана вызывают усталость органов зрения и слуха, головные боли, плохое настроение, сонливость и апатию. Если к этому добавить наушники, сотовые телефоны все это приводит к отклонениям в физической и эмоциональной сфере ребенка уже в младшем школьном возрасте. Еще одна школьная проблема ребенка отсутствие мотивов учения школьников, ведь вокруг столько интересного и без учебы. Для того чтобы заинтересовать ребенка хоть чем-нибудь, родители находят выход в том, что, идя навстречу его просьбам и пожеланиям, дома появляется чудо техники компьютер, за которым ребенок проводит в день еще 2-3 часа, ведь нам некогда, нужно готовить, убирать и т.д. Перед нами встает вопрос, а когда же делать уроки, гулять или общаться с ребенком. Времени катастрофически не хватает. А теперь посчитали часы? А о здоровье подумали? А не удивились, что ваш ребенок постоянно злится?

 

Все выше перечисленное приводит к тому, что ребенок, ведя такой образ жизни, имеет проблемы не только со здоровьем, но у него появляются трудности в учебе, проблемы в общении.

 

2. По результатам исследований российских психологов, в среднем ученик начальной школы, который учится на «4» и «5», проводит за школьной партой (дома за письменным столом) 2,5 3 часа, не считая школьные уроки. И тогда мы, родители, впадаем в другую крайность. Нужно срочно отдать ребенка в спортшколу, хореографическую студию и т д… и желательно во все студии сразу. А если мы еще хотим, чтобы наше чадо было и художественное образовано. Ребенок, желая оправдать все наши чаяния, старается, пытается обхватить невозможное, занимается везде, где только можно. И сначала все на наш взгляд идет хорошо. Ребенок занимается, ему это нравится, вечером дома делает домашние задания, даже успевает погулять перед сном. Правда тогда ложится спать он обычно после полуночи.

 

У таких детей появляются проблемы личностного характера, у них появляется апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость. А теперь страшные цифры. 40% попыток суицида у подростков это те дети, которых мы, взрослые, решили «гармонично» развивать. Давайте задумаемся об этом.

 

3. К вопросу учебы наших детей. Возрастная особенность младших школьников сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше у них развито непроизвольное внимание. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. В результате дети не успевают выполнить задание в срок, потерять темп деятельности, пропустить буквы в словах, сделать ошибку в вычислениях. Слабость произвольного внимания одна из основных причин школьных трудностей: неуспеваемости и плохой дисциплины. Произвольное внимание, в отличие от непроизвольного не продукт созревания организма, а результат общения ребенка со взрослыми и формируется только в социальном контакте. Наша с вами задача быть всегда рядом с ребенком. Если наше дитя привыкло с детства рисовать, конструировать, изготовлять поделки вместе с родителями, проявлять интерес к этой деятельности, то и в дальнейшем ребенок с удовольствием переключится на учебную деятельность вместе с родителями. Вечерние чтения вслух всей семьей, занятия математикой, русским языком ( прекрасным тренингом для домашних работ могут стать тренажеры по русскому языку и математике Узоровой О.В. и Нефедовой Е.А) залог успешного развития вашего ребенка.

 

4. Особенность школьного обучения состоит в том, что наш ребенок должен обязательно достичь определенных результатов. Но мы некогда не дождемся этих результатов, если не поддержим наше чадо личным примером. Но зачастую мы поступаем по-другому: покупаем ребенку дорогую игрушку, вещи и считаем, что проблема решается. Ребенок сыт, одет и все хорошо. Но проблема только «засыпает», но, проснувшись, превращается в лавину, которую уже невозможно остановить.

 

Все это касается и здоровья нашего ребенка. Повторяю, ребенок чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, регулярно делают зарядку, то и ребенок будет жить по тем же правилам и законам, принятыми в семье. Когда ребенок в такой семье подрастает, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает по привычке, выработанной годами. Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, выходные на природе вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если мы, родители, не воспитаем у детей привычки быть душевно и физически здоровыми. И не нужно говорить о недостатке времени. Достаточно 10-15 минут движений вместе с ребенком ежедневно и независимо от складывающихся ситуаций результат успешной работы с ребенком налицо. Ведь ребенку важно, что мама и папа делают все вместе с ним, помогая и одобряя его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Теперь перейду к самому важному. Для нас, родителей, важно поощрять уникальность нашего ребенка. Для этого достаточно 10 минут ежедневного «неформального» внимания вашему чаду. Поговорите с ребенком о том, что важно ему. Ведь каждый ребенок нуждается в нашей любви, ласке, в его успешности, уважении к его мнениям. Опасайтесь жалостливости. Всегда помните, что мы чрезмерно оберегаем мы ослабляем, избегайте сравнений. Воспитывая ребенка, помните о том, каким мы хотим видеть его в будущем, и будьте уверены, именно ваш ребенок выберет «правильный» путь в своей жизни.

 

 

Используемая литература:

 

1. Н.И.Дереклеева. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва. Изд. «Вако». 2007 г.

 

2.Д.В.Григорьев. П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Москва. Изд. «Просвещение».2010 г.

 

3.Сборник занятий по воспитанию гражданских качеств у младших школьников. Методическое пособие. Москва. Изд. «Аркти». 2008 г.

 

4. И.М.Никольская. Р.М. Грановская. «Психологическая защита у детей». Москва. Изд. «Речь». 2000г.

 

5. Вариативные особенности модели «шестилетняя начальная школа». Москва 2010 г.



« вернуться
© Все права защищены. 2007-2024 год. МОУ СОШ № 6, г. Подольск
Использование материалов без согласия правообладателей запрещено.
Производство сайта ПОДОЛЬСК.РУ