Главная
Сведения об образовательной организации
Администрация и коллектив
Новости
История школы
Фотоальбомы
Документы
Реализация РКПМО
Классное руководство
Внеклассные мероприятия
Страничка психолога
Информация о количественом составе классов
Стандарт условий деятельности
Учебный процесс
Информация для родителей учащихся
Методическая копилка
Видеоархив МОУ
Творчество наших учеников
Зачисление в ОО
Вакансии
Платные образовательные услуги
Внеурочная деятельсть
ГИА 9 класс
ГИА 11 класс
ГТО
Социальный педагог
Контакты
Электронные муниципальные услуги в сфере образования

Введите словосочетание для поиска


Главная >> Методическая копилка

Методическая копилка


Опубликовано: 27.09.2013

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 

«Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Подольска» 

 

 

 

 

Урок-взгляд

 

по повести В.Г. Распутина

 

«Прощание с Матёрой»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                           

 

 

                                                                             Подготовила

                                                                            Горбунова Т.А.

                                                                           

 

 

 

 

 

2012 г.

 

 

 

 

Тема: У кого нет памяти, нет жизни.

Эпиграф: «Прости нам господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится».

Цели:

- на материале повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» содействовать формированию у ребят умения разбираться в психологии личности (на образе бабки Дарьи);

- продолжить работу над развитием речи учащихся, умением устанавливать причинно-следственные связи;

- способствовать активизации мыслительного поиска проблемы путем информативно-проблемных вопросов;

- ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный мир его героев;

- способствовать воспитанию у ребят потребности в наличии собственного мнения в самоанализе;

- чувства ответственности за свои слова и поступки, любви к Родине, к малой родине.

Оборудование:

1.     Тексты.

2.     Эпиграф на доске.

3.     Портрет писателя.

4.     Презентация.

Ход урока. 

Слайд 1

Сегодня мы поговорим о замечательном русском писателе, нашем современнике, лауреате Государственной премии В.Г. Распутине и его произведении «Прощание с Матёрой».

Слайд 2

15 марта отметил свой юбилей современный классик. Валентину Григорьевичу Распутину – 75 лет.

Слайд 3

В.Г.Распутин – сибиряк. Он один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы с точки зрения нравственных проблем. Бездумному, суетному существованию он противопоставляет мудрое, бережное отношение к миру, к природе. Ключевые, главные слова в его творчестве – совесть и память.

Слайд 4

Признанного мастера особого жанра – деревенской прозы называют «неспокойной совестью российской деревни».

Главное в его творчестве – это проблема справедливости, правды и нравственности людей.

Слайд 5

Прости нас, Господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится.

И мало кто задумывался о том, что природа не терпит насилие над собой, и как бы она не выглядела, она непременно отомстит бездумно нарушающему её законы человеку.

Слайд 6

Не случайно слова «Родина», «родник», «природа» одного рода. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли.

Слайд 7

Раскроем главный смысл названия повести.

Прощание – расставание, существительное прощание образовано от глагола проститься, «расстаться с одушевленным лицом». Матёра – живое существо, а не просто кусок земли, которому уготована участь погибнуть под водой, она «стержень» на котором держится их бытие: прошлое, настоящее, будущее.

Матёра – семантически связано со словом мать, -ер указывает на название лиц по действию.

Матёра – это лицо, чье назначение быть матерью.

Матёра – часть материка.

Они объединяются общим значением первоосновы и надежности, вечности.

Записать в тетрадь.

Матёра. Здесь корень и от слова мать и от слова материк – вечное, прочное, родовое. Мать – земля, мать – Родина, материк – земля, окруженная со всех сторон водой. Матёра – это и остров, и деревня.

Слайд 8

Давайте перелистаем страницы повести, перелистаем и перечитаем отдельные эпизоды.

1.     Какой вы видите Матёру?

(Описание Матёры)

Слайд 9

Мы видим приметы времени, которые показывают неразрывную связь прошлого и настоящего, грандиозные перемены.

Слайд 10

В судьбе деревни отразилась история, жизнь страны.

Слайд 11

Фрагмент фильма

Слайд 12

Но уходит Матёра, уходит душа этого мира. Страна принимала грандиозные планы строительства: заводы, электростанции, а люди не в счёт. В годы строительства легендарной ГЭС в зону затопления попали многие деревни.

Слайд 13

Давайте попробуем вместе с автором разрешить изначальный вопрос: Необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и чего это делается?

1.     Необходимо. ГЭС  возводят ради блага людей, во имя лучшего.

2.     А я сомневаюсь, что надо затапливать Матёру. Здесь земли плодородные, урожаи отменные, а какие люди.

Слайд 14

Символична та весть, которая побудила героев повести начать активное сопротивление.

Сцена на кладбище.

- Как бы вы назвали то, что происходит на кладбище? (кощунство, надругательство)

- Как вы думаете, благо для миллионов и кощунство над десятком людей – вещи совместимые?

- Чем страшны позиции таких как Жук, Воронцов?

(У них нет ничего святого. Эти люди лишь тупое орудие, без жалости рубящее по живому.)

- Чем является Матёра для них?

Давайте попробуем разобраться.

Земля – Родина                                       земля – территория

Освобождают                                           захватывают

Человек хозяин                               завоеватель, покоритель

Для кого в повести земля – Родина, а для кого земля территория?

Кто мы на этой земле? Хозяева или временные пришельцы: пришли побыли, ушли сами по себе – ни прошлое нам не нужно, ни будущего у нас нет?

Слайд 16

Продолжая вопрос о земле, о малой родине мы вернемся к образу бабки Дарьи.

Слайд 17

В чем видит Дарья причины происходящего?

«совесть иметь и от совести терпеть»

Народу стало много боле, а совесть поди-ка, та же – вот и истончили ее уж не для себя, не для спросу, хватило б для показу.

 

Слайд 18

Как воплощается в образе Дарьи нравственный идеал человека?

Дарья – воплощение совести, народной нравственности, ее хранительница. Кто знает правду о человеке, зачем он живет?

Ради жизни самой, ради детей. Правда в памяти. У кого нет правды, у того нет и памяти.

Слайд 19, 20, 21

Распутин использует один из традиционных символов жизни – дерево.

Царский листвень – символ природы. Какую роль он играет?

Слайд 22, 23

Что такое изба для Дарьи?

Основа жизни, залог укорененности человека, его памяти о тех, кто был до нас,  к ответственности перед теми, кто придет после нас. Она хранительница Дома, хранительница жизни. Дом изображен одухотворенным, живым, чувствующим. Перед пожаром Дарья убирает Дом, как убирают покойника перед похоронами, белит моет, вешает чистые занавески, убирает углы ветками пихты, молиться всю ночь.

 

Заключение.

Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиции, памяти.

Он не против перемен, он не пытается протестовать против всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в людях. В силах человека сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не временным жильцом, а временным хранителем.

Я хочу обратить ваше внимание на эпиграф. В котором хороша видна позиция автора.

Я желаю вам, чтобы всю вашу вашу жизнь поддерживали вас эти четыре подпорки.



« вернуться
© Все права защищены. 2007-2019 год. МОУ СОШ № 6, г. Подольск
Использование материалов без согласия правообладателей запрещено.
Производство сайта ПОДОЛЬСК.РУ